Извечный источник вдохновения

Колокола Валерий Демидов, преподаватель Новгородского училища искусств им.С.В.Рахманинова Великий Новгород, как известно, был одним из истоков русской государственности, а в период средневековья - и крупнейшим центром культуры, музыкальной в том числе. По-видимому, два эти обстоятельства сыграли роль в том, что новгородский "след" в памятниках художественной культуры оказался особенно отчетливым и долговечным. В области музыки тема Новгорода представлена в различных жанрах. В русском народнопесенном творчестве наиболее часто встречается однократное, как бы мимоходом, упоминание о Новгороде, говорящее, однако, о широкой известности этого русского города. В качестве примера можно указать на песню "Ивушка, ивушка зеленая моя" в "Собрании русских простых песен с нотами" В.Трутковского. Сборник этот, вышедший в четырех частях в 1776, 1778, 1790 и 1795 годах, включает песни не только ХVIII века, но и более ранние. "...Ехали дворяне из Нова города, Срубили ивушку по самой корешок..." Такие упоминания, как правило, подчеркивают особое значение Новгорода, а их количество, по сравнению с упоминаниями других географических пунктов России, свидетельствует о своего рода культе Новгорода. Отголоски этого наблюдаются и в позднейших изданиях. Так, в сборнике "Традиционный фольклор Новгородской области" (издательство "Наука", Ленинград, 1979 г.) находим: "Не по бережку лебедушка плывет, Выше берега головушку несет, На головке кашемировый платок, А рубашка - косой вороток, Мы поедем во Новой Городок, Мы поищем таких мастеров, Чтобы сделали по-прежнему любовь." Или в другой песне: "Уж ты сокол-соколец, Ты удалой молодец, - Ты увел-увел девицу со Нового Города..." В сборнике "Песни Карельского края" (издательство "Карелия", Петрозаводск, 1977 г.) Новгород упоминается в плясовой: 1. "Что во городи кровать, Ехи-ехи, да. 2. В Новгороди тесова, Ехи-ехи, да. 3. Там перина пухова, Ехи-ехи, да." и т.д. В некоторых песнях Новгород представлен действующими лицами, как, например, в песне "Голытьба ты, голый молодец" из уже цитировавшегося сборника "Традиционный фольклор Новгородской области": "Сама, сама девица пришла, Лебедь белая пожаловала, - Целовала-миловала молодца, Горазно выхваливала: - Из породы в огороде молодец Новгородский Макарушка - Бравый мастер огни высекать!.." Или в песне "Я поеду во базар, во базар" из того же сборника: "...А Иринья, бела барыня, Новгородская сударыня, Набелилась, нарумянилась, Добру молодцу понравилась..." В другой песне из этого же сборника новгородская примета - уже географического порядка: "Шел я улицей Варваринской, Спи-ко ты, мужик комарицкой..." Варваринская улица - теперешняя Десятинная. В годы юности довелось мне слышать от моей бабушки, Агриппины Семеновны Шаклуновой, рассказы о свадебном обряде на ее родине, в селе Переслегино, что под Великими Луками. В одной из свадебных песен красота невесты была такова, что за нее "отдал бы Новгород да с подгородочком". Как легко заметить, такие упоминания о Новгороде обычно свойственны либо наиболее старым песням, либо менее "политизированным" (свадебные, игровые и т.д.), либо, наконец, просто бытовавшим в населенных пунктах, не слишком удаленных от Новгорода (вотчинные земли Господина Великого Новгорода). В песнях же, созданных в ХV-ХVIII веках, Новгород упоминается на равных с Москвой, как, например, в песне "По морю, морю" из сборника М.А.Балакирева "Русские народные песни", изданном первоначально двумя книжками в 1866 и 1900 годах: "13. Уж как другой-то окунь во тысячу рублей. С-за Дунай! Уж как третьему-то окуню цены ему нет. 14. Есть ему цена да во Нове-городе С-за Дунай! Во Нове-городе да в каменной Москвы." Или же противопоставляется столице, как в свадебной песне "Звонили звоны в Новгороде" из сборника Н.А.Римского-Корсакова "Сто русских народных песен", изданного в 1877 году: "Звонили звоны в Новгороде, Звончей того во каменной Москве..." В позднейших из этих песен встречается уже упоминание Новгорода в ряду других российских городов. В качестве примера приведем песню "Ах ты душечка красная девица" из того же сборника В.Трутковского: "...Ты куды, мой друг, снаряжаешься, Во которую дальну сторону, Во которую незнакомую. Во Казань город или в Астрахань, Или в Нов город, или в Петербург, Или во матушку в каменну Москву..." В одной из немногих исторических песен, связанных с темой данной статьи, - "Скопин-шуйский" из сборника П.К.Симони "Великорусские песни, записанные в 1619-1620 годах для Ричарда Джемса" Новгороду также уделено внимание: "...Побежали немцы в Нов-город, И в Нове-городе заперлися, И многой мир-народ погубили, И в латынскую землю превратили." Этот сборник был издан в Петербурге в 1907 году. Гораздо богаче представлен Новгород в былинах так называемого новгородского цикла, где главными героями выступают Садко и Василий Буслаев. Здесь мы наблюдаем яркие картины новгородского быта, обычаев, праздников и обрядов, а также приметы развитых ремесел и торговли. Коллективная память народа сохранила названия новгородских улиц и предместий и даже собственные имена новгородцев. Вот несколько примеров из "Сборника Кирши Данилова", наиболее раннего из известных сборников русских народных песен (середина ХVIII века). "ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ И МУЖИКИ НОВГОРОДСКИЕ": "В славном великом Нове-граде А и жил Буслаи до девяноста лет, С Новым-городом жил, не перечился, Со мужики новгородскими Поперек словечка не говаривал. Живучи, Буслаи состарелся, Состарелся и переставился. После ево веку долгова Аставалася его житье-бытье И все имение дворянское, Асталася матера вдова, Матера Амелфа Тимофевна, И аставалася чадо милая, Молодои сын Василеи Буслаевичь." "ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ МОЛИТЦА ЕЗДИЛ": "Под славным Великим Новым городом, По славному озеру по Илменю Плавает-поплавает сер селезень, Кабы ярой гоголь поныривает; А плавает-поплавает червлен корабль Кабы молода Василья Буслаевича." "САДКО БОГАТОЙ ГОСТЬ": "По славной матушке Волге реке А гулял Садко молодец тут двенадцать лет, Никакой над собой притки и скорби Садко не видывал, А все молодец во здоровье пребывал. Захотелось молодцу побывать во Нове Городе, Отрезал хлеба великой сукрой, А и солью насолил ево, Ай да в Волгу ну да опустил: А спасибо тебе, матушка Волга река..." "ГОСТЯ ТЕРЕНТИША": "В стольном Нове городе, Было в улице во Юрьевской, В слободе было Терентьевской, А и жил-был богатый гость, А по имени Терентиша. У него двор на целой версте, А кругом двора железной тын, На тынинки по маковке, А и есть по земчюженке". Последний пример интересен еще и тем, что представляет собой фрагмент былины сатирического содержания, так называемой "скоморошины". В профессиональной музыке одним из первых произведений, связанных с Новгородом и дошедших до нас, является комическая опера-балет Е.И.Фомина (1761-1800) "Новгородский богатырь Боеславич" на текст императрицы Екатерины II. Премьера оперы состоялась 27 ноября 1786 года в Санкт-Петербургском театре "Эрмитаж". К сожалению, произведение дошло до нашего времени только в виде оркестровых голосов (без вокальных партий), и то частично. Содержание трех больших балетных картин в начале 1, 2 и 4 действий определяется следующими пояснениями в либретто: "Феатр изображает улицу Рогатицу в Новегороде; балет изображает кулачный бой. Василий Боеславич тут же действует с усатыми, с бородатыми и прибьет всех; чернь взволнуется и сделается драка. Василий с помощью Потанюшки прогонит всех с феатра." "Василий, получа дозволение от своей матушки, делает празднество у своего дворца белокаменна, у своих широких ворот. Балет, в котором чаны дубовые, наливают в них зелена вина и пива пьяного." "Феатр представляет площадь перед дворцом Амелфы. Утро лишь приспело; балет: идет сила новгородская, окружили посадники и люди новгородские широкий двор Василия Боеславича. Выбивают они широко вороты из петы, валятся они на широкий двор..." * * * Драматическая история утраты Новгородом былого имущества, независимости и республиканских вольностей передана в романсе "Новгород" русского композитора, датчанина по происхождению, О.И.Дютша (1823-1863). Романс, написанный на слова Э.И.Губера в середине ХIХ века, пользовался широкой известностью как среди интеллигенции и студенчества, так и среди исполнителей-баритонов вплоть до начала ХХ века. "Время пролетело, слава прожита, Вече онемело, сила отнята. Город воли дикой, город буйных сил Новгород великий тихо опочил. Слава отшумела, время протекло, Площадь опустела, вече отошло. Вольницу избили, золото свезли, Вече распустили, колокол снесли..." * * * Десятивековой юбилей русского государства, отмечавшийся в 1862 году, нашел отклик в симфонической увертюре М.А.Балакирева "1000 лет", замысел которой сложился под влиянием В.В.Стасова. В письме Балакиреву от 21 марта 1861 года он пишет о том, что подтолкнуло его к созданию этого произведения: "И при обозрении старой русской истории опять, еще раз выплыл светлым, лучшим куском России - наш любезный Новгород, который мы с вами инстинктивно так давно любим... Там мы находим опять-таки, и с новой точки зрения, все, что было самого умного, талантливого, душевного, стремящегося вперед в древней России, точно так, как в проклятой царской Москве - все, что было самого нелепого, ограниченного, тупого, болотного и деспотического". В основе увертюры лежат три русские народные песни, записанные Балакиревым на Волге в 1860 году. Одна из этих песен, "Подойду, подойду", имеет в текстовом варианте упоминание о Новгороде. Это позволяет рассматривать песню как военно-историческую в связи с покорением Новгорода Москвой. В начале 1880-х годов Балакирев создает вторую редакцию увертюры под названием "Русь". * * * Более других русских композиторов был связан с темой древнего Новгорода Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908), родившийся в г.Тихвине Новгородской губернии. Одним из первых его симфонических произведений была музыкальная картина "Садко" (1867), написанная под впечатлением былин о новгородском торговом госте. Эта тема получила свое развитие почти тридцать лет спустя в одноименной опере (1896) - опыте своеобразной музыкальной "реставрации" древнерусской жизни. Действие оперы, состоящей из семи картин, происходит в древнем Новгороде (картины первая, третья, четвертая, на берегу Ильмень-озера (картина вторая), у стен новгородского кремля (картина седьмая). Однако новгородские мотивы звучали в оперном творчестве композитора задолго до этой оперы. Действие оперы "Псковитянка", завершенной в 1872 году, происходит во Пскове и округе в 1570 году. В первой картине первого действия одна из мамок резвящихся в саду девушек, Власьевна, в беседе с другой сообщает: "Вот вести-то из Новгорода и не слыхать бы лучше. Ведь царь Иван Васильевич на Новгород прогневаться изволил, пришел со всей опричниной. Казнит по всем концам и посадам; кто винен, кто не винен, без разбора, без жалости, без милости казнит. Стон стоном, говорят, по городу стоит; три тысячи на площади казнено было за день". В той же картине боярин Матута вопрошает князя Юрия Токмакова: "А что, князь Юрий, не к ночи сказать... что если царь из Новгорода прямо свернет на Псков... Да гневный-то, да грозный?" Во второй картине первого действия фигурирует уже новгородский гонец Юшко Велебин, извещающий псковичей: "Поклон и слово Новгорода. Ваш брат старший открасовался, велел вам долго жить да править по нему поминки". На это присутствующие горестно отзываются: "Ох, Господи! Новгород великий, родимый, ужель тебе конец пришел?" В этой же картине князь Юрий Токмаков ищет основание для того, чтобы свести к мирному исходу предстоящий приезд государя: "Ведь мы не то, что наша братья новгородцы: с Литвой аль с Мистром перевет не держим..." Наконец, во второй картине второго действия речь держит сам царь Иван Васильевич: "Все государи мы, и государь наш Псков и Новгород! А кто ж против Бога и Новгорода Великого? Цари Иваны, дедушка и внучек..." События в "волшебной" опере-балете "Млада", созданной в 1890 году, происходят в IХ-Х веках в славянских землях Балтийского поморья. Новгород в ней представлен двумя действующими лицами - Новгородцем и его женой во время праздника Купалы в сцене торга. В опере "Царская невеста" (1898) Римский-Корсаков говорит о Новгороде устами главной героини, Марфы, в ее арии из второго действия, начинающейся со следующих слов речитативом: "В Новгороде мы рядом с Ваней жили. У них был сад такой большой, тенистый." В этой арии Марфа рассказывает о детстве, проведенном в Новгороде в обществе сверстника, а теперь и возлюбленного - Ивана Лыкова. В 1909 году была написана фантазия для фортепиано "Воскресное утро в древнем Новгороде", изданная петербургской фирмой "А.Иогансен". Автор произведения, Владимир Корсунский, в Новгороде известен был как учитель истории в мужской и женской гимназиях Владимир Митрофанович Иванов-Корсунский. (В литературе не обнаружено сведений о его жизни и творчестве. Известно, что он был учеником и другом М.А.Балакирева). Музыка фантазии "Воскресное утро в древнем Новгороде" основана на двух темах. Первая из них - песенная с элементами архаики, вторая - хоровая духовного характера. Темы на всем протяжении пьесы сопровождаются имитированием колокольного звона. В кантате С.С.Прокофьева (1891-1953) "Александр Невский" (1939) имя нашего города звучит в самом конце второй части - "Песне об Александре Невском": "Не уступим мы землю русскую. Кто придет на Русь, будет насмерть бит. Поднялася Русь супротив врага, Поднимись на бой, славный Новгород!" Кантата была создана на основе музыки к одноименному кинофильму С.Эйзенштейна (1938).