Украшения древних новгородок и древнерусская эротика

Юрий Лесман, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Мы до обидного мало знаем о реальной живой культуре древней Руси. Приходится довольствоваться крохами, восстанавливая то, что можно, о древнерусской эротике. Конечно, без прямых письменных текстов и соответствующего изобразительного материала (а такой материал для древней Руси представлен лишь единичными граффити, да и то оставленными скандинавским гарнизоном, несшим в Хll столетии службу на пограничной с Литвой полоцкой заставе у современной белорусской деревни Московицы) реконструкции поддается лишь немногое. Но и эти, полученные косвенным путем данные, позволяют хоть краем глаза взглянуть на жизнь средневекового человека. Обратимся к одежде древнерусских женщин. К сожалению, надежно датированных изображений слишком мало, а те, что есть, созданы под несомненным влиянием иконописного канона. Только одно древнерусское платье сохранилось почти полностью, от остальных остались лишь мелкие фрагменты ткани, соприкасавшиеся с металлическими украшениями, а также вышитые полоски (чаще всего от воротников). Об изменениях в Х-ХV веках кроя женской одежды не известно почти ничего. Лучше всего мы знаем собственно украшения, особенно стеклянные и металлические (чаще всего из сплавов меди и олова). Только они позволяют восстановить динамику происходивших процессов. Конечно, динамика обобщенная, точность датировок составляет в лучшем случае несколько десятилетий, но и это точнее, чем обычные при обсуждении древнерусского костюма даты "Х-Хlll века", если не шире "Х-ХV века". В самых общих чертах по набору украшений и их размещению в погребениях в ряде случаев удается реконструировать самые обобщенные особенности одежды. Однако украшения дают возможность взглянуть на древнерусскую одежду и с иной точки зрения. Зададимся вопросом: для чего женщины носят украшения? Чаще всего археологи анализируют этнически- или социально-знаковую, а также религиозно-магическую их функцию, забывая об очевидной и основной. Женщины носят украшения для того, чтобы нравиться мужчинам, чтобы привлекать их внимание. Тогда очевиден следующий вопрос - к чему, к каким частям тела привлекалось преимущественное внимание? В русской одежде последних трех столетий выбор способов привлечь внимание к определенной части женского тела был богаче, чем в средневековье. Восемнадцатый век был сосредоточен на шее и особенно груди, так что глубина тогдашних декольте показалась бы современному обывателю просто непристойной. В двадцатом веке основное внимание мода уделила обнаженным ногам, так что девочек шестидесятых годов возмущенные бабушки провожали репликами "забыла юбку надеть". Обнажение - не единственное средство, вспомним полузабытые корсеты и кринолины или современные лосины. Все они используют эротический потенциал разных частей женского тела. Однако мужчины постепенно привыкают к виду почти обнаженной груди или бедра, их эротический потенциал исчерпывается, поэтому мода чередует свои акценты, обращая преимущественное внимание то на одно, то на другое. Так в последние годы возросла роль живота, который нередко обнажается, а пупок дополнительно акцентируется специальным украшением. То немногое, что мы знаем о древнерусской одежде, не дает оснований предполагать ни существенных обнажений, ни одежды в обтяжку. В лучшем случае могла поясом подчеркиваться талия. И тут уместно вспомнить об украшениях. Их размещение в костюме может позволить нам понять - какую часть своего одетого тела женщины Х или Хlll века считали наиболее привлекательной для мужчин, к чему они хотели (и могли) привлечь внимание наиболее броской частью своего костюма - украшениями. Уникальная коллекция украшений, полученная в результате многолетних раскопок в Новгороде, позволяет нам на большом, что важно для статистики, материале проследить динамику изменения набора украшений с середины Х и почти до конца ХV веков. Находки же аналогичных городским украшений в сельских могильниках (городские кладбища, во-первых, плохо изучены и, во-вторых, вследствие более строгого следования христианской обрядности, бедны находками украшений) позволяют реконструировать место каждой вещи в костюме. Украшения Вторая половина Х века характеризуется решительным преобладанием украшений шеи, груди и плеч. В это время особой популярностью пользовались стеклянные бусы, которые в ожерельях дополнялись металлическими подвесками. Среди украшений из металла самую заметную группу составляют имеющие форму подковы пряжки (фибулы) и булавки, которыми скрепляли (и украшали) одежду на груди, шее или плече. Никогда позже ни фибулы, ни булавки не достигают таких размеров, а среди стеклянных бус, наряду с ожерельями из сотен мелких бисерин, встречаются гиганты до трех сантиметров в диаметре. В течение Хl века носившиеся между шеей и грудью украшения постепенно теряют лидирующее положение и к концу Хl века ведущую роль начинают играть украшения рук - браслеты и перстни. Особенно массовыми они становятся к середине Хlll века, да и сами браслеты этого времени достигают в ширину пяти сантиметров, в отличие от обычных одного-двух. Преимущественно украшение рук сохраняется вплоть до рубежа ХlV-ХV веков, хотя в конце Хlll - середине ХlV веков появляется еще одна зона повышенного внимания - от груди до бедер. Здесь носили и пояса с металлическими пряжками и, особенно часто в это время, - различные подвески, самыми массовыми из которых были крупные одно- или двухголовые бронзовые коньки с прикрепленными к ним на цепочках колокольчиками. В начале ХV века происходят резкие, можно даже сказать кардинальные изменения - массовые металлические и стеклянные украшения почти исчезают из костюмов новгородок. Резко беднеет и сам набор украшений. Уже нет или почти нет браслетов, булавок и фибул для соединения одежды, почти исчезают бусы, различные подвески к костюму. Сохраняются универсальные по назначению пуговицы, а ведущую роль среди оставшихся играют украшения головы (серьги и тонкие булавки с шаровидными головками, похожие на современные французские булавки), а также крестики, которые при отсутствии иных украшений становятся крупнее и декоративнее. Одежда явно становится все более строгой и закрытой. Удлиняются рукава, закрывая сначала запястья, а затем и кисти рук, вследствие чего сначала браслеты вытесняются перстнями, а затем и среди перстней ведущую роль начинают играть простые бронзовые колечки, аналогичные привычным для нас обручальным и, по-видимому, выполнявшие ту же функцию. Итак, мы получили возможность проследить, как менялось внимание к украшению разных частей женской одежды и, косвенно, как менялся эротический потенциал разных частей женского тела в глазах мужей-новгородцев, которые видели женщин в обществе. Во второй половине Х - первой половине Хl веков основной интерес привлекали шея и грудь, в Хll-ХlV веках - руки, особенно предплечья и запястья, хотя во второй половине Хlll - первой половине ХlV веков немаловажную роль играли талия и бедра (следует отметить, что, в отличие от ХVll-ХVlll веков, красивая женщина в то время не должна была быть очень полной). В ХV веке, в условиях распространения более строгих аскетических православных требований к женской одежде, у новгородок не остается ничего, кроме лица, прически, головного убора и, с некоторыми оговорками, шеи, чем они могли бы, не нарушая приличий, привлечь внимание мужчин.