Воспринимающий ум и его значение в нашей жизни


Концепция

Георгий Шабанов, инженер-конструктор

   В этой статье я хочу пояснить, что мешает человеку использовать свой ум
более продуктивно, вернее, какие части разума должны работать наиболее
организованно, сделать практические выводы по совершенному его использованию
в обычной жизни.
   Рассмотрим роль и значение воспринимающего или чувственного ума в общем
Поле разума.
   Над макушкой головы находится высшее божественное сознание или
сверхинтеллект. Отсюда оно действует. Под ним, в верхней части головы,
находится высший интеллект или высший разум. Ниже, занимая средний уровень
головы, находится низший интеллект или низший разум. Еще ниже, у основания
головы, находится  орган, получивший название органа понимания. В груди, сразу
над сердцем, находится воспринимающий ум.
   Сверхинтеллект, интеллект (высший и низший) и понимание представляют собой
функции трех органов Поля разума.
   Все органы, включая и чувственный ум, находятся "в тонком теле" и связаны
с соответствующими отделами физического мозга.
   Чувственный ум представляет собой орган восприятия с пятью подчиненными
ему чувствами (форма ("вид"), звук, вкус, запах, осязание) и находится
в груди, сразу над сердцем. Какова же роль воспринимающего ума в общем Поле
разума?
   Воспринимающий ум играет ведущую роль в жизни многих людей и часто
подменяет и узурпирует функции интеллекта и сверхинтеллекта. К чему это
приводит?
   Воспринимающий ум, вторгаясь в интеллект человека, приводит к ошибочному
восприятию своих чувств, т.е. свои чувства принимаются за объективные идеи
или истинные доводы.
   Человек начинает судить по тому, что он видит и слышит, вместо того, чтобы
судить то, что он видит и слышит. То же самое касается и остальных восприятий.
   Так как чувственный ум представляет собой орган восприятия, он принимает
образы, посылаемые глазами, ушами и других чувствами, и превращает их
в восприятия. Наряду с этим он принимает посылаемые сверхинтеллектом
в ментальное сознание (орган, ответственный за эмоции, пассивную память) идей,
образы, формы, другую информацию и передает их ментальному сознанию. При этом
переходе идеи, образы, формы и другая информация трансформируются в то, что мы
называем понятиями, то есть объектами представляемыми или мыслимыми. Если
в первом случае разум обратил внимание на альманах "Чело" и произнес
"альманах", то это произошло благодаря постижению имени восприятия
и представляет собой сенсуальную, т.е. чувственную, мысль. Если разум произнес
"альманах "Чело" содержит в себе язык" - то это будет уже более отвлеченное
понятие, которое представляет собой - интеллектуальную мысль.
   В первом случае облекаются в слова явления ощущаемые, т.е. восприятия,
во втором - явления мыслимые, т.е. понятия.
   Вместе восприятия и понятия составляют то, что мы называем пониманием.
   Многие люди полагают, что понятия представляют собой просто восприятия,
собранные вместе и преобразованные в то, что мы называем мыслью. Отсюда
следует, что всякая мысль является механическим манипулированием чувственными
восприятиями, закрепленными в пределах излагаемого языка. Если человек
представляет себе бога, то он просто соединяет фигуру человека с определенным
планом и дает этой комбинации имя "бог". Если рассматриваются более
отвлеченные понятия, такие как мужество, добродетель, любовь, то человек
думает не о чем-то отличном от чувственных восприятий, а просто о четко
выделенных и сведенных воедино мужественных, добродетельных любовных чувствах
и действиях, которые нарекаются затем именем мужества, добродетели и любви.
   Самое главное заключается в том, что это верно до тех пор, пока речь идет
о воспринимающем уме или понимании. Ибо воспринимающий ум не орган мышления,
это орган чувств. Именно чувственный ум ловит мысли на пути от высшего
и низшего интеллекта к ментальному сознанию и, захватывая их, превращает мысли
в материю чувств; то есть воспринимающий ум рассматривает мысли с точки зрения
чувств. Данное представление относится непосредственно только
к воспринимающему уму. Только воспринимающий ум подчиняется чувствам
и постоянно формирует восприятия и понятия об ощущениях, которые он принимает.
   Вся информация, получаемая чувственным умом, приходит из трех источников:
1. Получение информации из внешнего мира;
2. Получение информации из пассивной памяти ментального сознания;
3. Получение информации от самого интеллекта. 

   И всю эту информацию он пытается навязать  интеллекту. Информация,
не влезающая в рамки чувственного ума, всегда проверяется в соотношении
с чувствами и оценивается на уровне чувств. То есть, если "я видел это своими
глазами, я слышал это своими ушами, я ощущал это своей кожей, то,
следовательно, это истина", - таковы рассуждения чувственного ума. Вот почему
люди со слабо развитым интеллектом придают громадное значение тому, что они
увидели, услышали, ощутили. "Я прочел это в газете, я увидел это в кино
и т.п." и полагают, что приводят решительные аргументы в пользу истины. Увы!..
   Попутно несколько слов об умственном восприятии у животных. Все животные
думают, используя воспринимающий ум. Из этого следует, что животные неспособны
формулировать представления, которые не соответствовали бы какому-то образу,
форме, звуку, запаху, прикосновению, вкусу. Они полностью связаны своими
чувствами. Хотя надо отдать должное, у единичных особей, особенно у дельфинов,
интеллект иногда действует через второй план, а в основном он у животных
"спит".
   Пока чувственный ум, как инструмент, используется не по назначению, то есть
для работы, к которой он изначально не приспособлен, то он либо вообще
не сможет выполнять такую работу, либо выполняет ее необъективно. Данное
описание чувственного ума составляет обычное состояние среднего человека.
Какой же выход существует из данного положения?
   Воспринимающий ум должен быть успокоен. Пока он хаотично воспринимает
внешний мир, истинное знание невозможно. Но как только успокаивается
концептивная позиция чувственного ума и перемещается перцептивная активность
из чувственного ума в высший интеллект, чувственный ум нас больше не будет
беспокоить. Чувственный ум перестает воспринимать и становится лишь хорошим
проводником или каналом для информации, которая проходит от интеллекта
к ментальному сознанию.
   Человек, успокоивший чувственный ум, видит, слышит, осязает и т.д. уже
не посредством чувств в воспринимающем уме, а посредством ощущений
в интеллекте.
   Если это освоить хотя бы в малой степени, станет ясно, до какой степени это
не одно и то же. Мир будет восприниматься не только более совершенно, четко
и точно, чем до этого, но изменятся способности в более истинном восприятии
цвета, формы, звука и т.д. Изменится состояние сознания, появятся возможности
понять и идентифицироваться с сущностными качествами и чувствами объекта
в тот момент, как только вы его осознаете, т.е. в силу вступает закон -
абсолютной и неограниченной деятельности ощущений.
   Весь вопрос - как это сделать?
   Существует несколько способов. Есть способы, требующие специальных
состояний, например: состояние Самадхи, т.е. йогического транса, в котором
ум приобретает способность выхода своей ограниченной состоянием бодрствования
деятельности, в высшее и свободное состояние сознания. Но для этого нам
придется стать аскетами, отказаться от нашей обычной жизни. Нам же надо это
сделать в нашей повседневной активной жизни. Этот способ заключается в простом
замещении уровня деятельности низшего мышления высшим, деятельность
чувственного ума замещается высшим мышлением, чувственные восприятия
замещаются абсолютной и неограниченной деятельностью чувств, т.е. практическое
успокоение чувственного ума выражается:
   В отделении своего сознания, своего "я" от него;
   В отвержении мыслей чувственного ума волевым усилием;
   В повторении мантр, молитв, заклинаний...
   В продвижении своего сознания в более высокий уровень.

   В первом случае надо следить и отделять себя от мыслей до тех пор, пока
не осознаешь внутреннее спокойствие, и не почувствуешь, что мысли приходят
снаружи, но они как бы проходят сквозь тебя, ты становишься прозрачным для
приходящих мыслей. Начните контролировать привычное движение мыслей в уме,
т.е. отделяйте себя от этого, глядите на себя с внешней стороны, наблюдайте
себя, как наблюдаете события, встречающиеся на улице. Чувственный ум всегда
мечется, беспокоится, он заполнен разными мыслями, отделив свое сознание от
него, вы представите ему возможность метаться одному. Через некоторое время
он станет спокойнее. Пока вы не сделаете этого, трудно его контролировать.
   И еще раз хочу сказать, что для этого не надо специальных усилий, делать
это можно в повседневной жизни, при любой вашей деятельности.
   Во втором случае необходимо отражать все мысли-предложения,
мысли-воображения и т.д., как бы отрезать их от ума, когда бы они не приходили
и откуда бы они не приходили, стараться твердо держаться внутреннего
спокойствия. Надо разговаривать с умом, как с человеком, все время напоминая
ему, что он создает слишком много шума. Чем более внутреннее сознание
охватывает наружное сознание, тем больше успокаивается механическая активность
чувственного ума.
   Третий способ - самый древний и направлен на вытеснение из чувственного ума
всех мыслей посредством сосредоточения мысли на форме, словесной формуле
(мантра, молитва), мистическом слоге-звуке. Это все направлено на поддержку
ума в этом движении.
   Четвертый путь наиболее труден и проходит в основном спонтанно, когда
произошла соответсвующая качественная подготовка первыми тремя. 
   В заключение хочу сказать, что для обычного человека, для которого мысль
есть высочайшая ценность, молчание ума может быть принято за неспособность
мыслить, но это не слабость, а сила. Сила, которая заставляет увидеть мир
более истинным и действовать в этом мире более продуктивно и независимо.

Литература:
1 Шри Ауробиндо "Практическая саухана", 1991 г., "Пресса Украина".
2 Сатпрем "Разум клеток", Киев, "Пресса Украина", 1992 г.
3 Шри Ауробиндо Гхош "Синтез йоги", г.Москва, "Никос", 1992 г.