Береста любит человеческие руки


Владимир Сытенко, мастер по бересте

Береста
   "Изделия из бересты - это тепло солнца и рук мастера" - под таким девизом
мы работаем. Мы - Владимир и Татьяна Сытенко, мастера по бересте. Занимаемся
прорезной берестой шестой год. Работа с берестой - вся наша жизнь, и иного
ремесла мы себе не представляем, хотя ремесло само по себе не из легких. 
   Господин Великий Новгород испокон веков слыл городом далеко не бедным. Это
явилось одной из причин того, что плетение из бересты в Новгороде появилось,
как считают, лишь в конце ХlХ века. При возможности покупать добротную обувь
из кожи не было необходимости носить лапти из лыка и бересты. О том, когда
появились изделия из пластовой бересты, можно судить по первой найденной при
раскопках в Новгороде берестяной грамоте, которая написана мальчиком Онфимом
в Хll веке на донышке берестяного туеса. Пробы прорези и тиснения на пластовой
бересте проявлялись в ХVll-ХVlll веках. Но, может быть, говорить об истоках
и тем более школе (подобной Великому Устюгу) работы с прорезной берестой
именно в Новгороде - будет, мягко говоря, неверно? В великом граде Новгороде,
где хватало места гончарам, кожевенникам, кузнецам, ювелирам, где
существовала школа иконописи, - и вдруг не нашлось места бересте. В древнем
городе, где почти все население было грамотным, где счет найденным берестяным
грамотам, подтверждающим это, ведется на сотни - и вдруг забвение бересте.
Впрочем, не совсем забвение. Под нижний венец срубов деревянных строений
всегда подкладывалась береста, дабы предотвратить  гниение, ибо береста -
прекрасный антисептик. Я  разговаривал с пожилыми людьми - новгородцами,
которые рассказывали о том, что их деды и бабушки делали из пластовой бересты
туеса под продукты - подобие ведер (по типу кульков с распоркой на дне) - под
картофель. Для меня это было откровением. Жаль, что документально нигде
не подтверждено. (Полтора года назад народный мастер по бересте
из Санкт-Петербургской области В.М.Сартаков беседовал с археологом Э.К.Кубло.
Мастер был несколько удивлен тем, что есть основания полагать, будто
возникновение плетения из бересты в Новгороде относится лишь к концу ХlХ века.
Конечно же, речь идет лишь о городе, а не о новгородских деревнях, где это
ремесло - одно из древнейших.)
   Итак, как же обстоят сейчас дела с берестой в Новгороде? Есть школы
и студии по плетению из бересты, претендующие на традиционность промысла. Есть
разрозненные мастера по пластовой бересте: тиснение и прорезь. Если в плетении
из бересты нет особых различий в работе с материалом, то в работе с пластовой
берестой влияние известных школ и местной заметно ощущается. Впрочем, нет
нужды говорить о влиянии техники мастеров Севера, Великого Устюга, Томска,
Кемерова, если в Новгородской области мастеров по прорезной бересте хорошего
уровня не более десятка. На мой взгляд, давно заслужили внимания мастера,
использующие элементы традиционной новгородской тематики применительно
к прорезной бересте. 
   Береста - это благодатный материал для творчества. Она прекрасно поддается
прорези и тиснению. Береста любит человеческие руки. Изделия из бересты
излучают солнце, тепло, в них душа мастера. Не сравнить изделие ручной
работы - и штамповку. В штамповке нет души, нет мысли. Прорезная же береста
требует терпения, настроения, работа довольно трудоемкая. Однако какое это
счастье - воплотить свою задумку, замысел в изделии! Хотя наша повседневная
жизнь и тут вносит свои коррективы. Приходится работать и "на быт",
зарабатывая на жизнь заказами и изделиями "широкого потребления". Вот
и оставляет мастер по бересте на потом то, что желаемо, что хочется сделать.
Важно не потерять при этом "свое лицо", добиться в результате качества
изделий. Есть в этой работе и приятные моменты - дать гарантию на свое изделие
на полста лет. Разумеется, при надлежащем уходе.
   Как я уже говорил, мастеров по бересте не так много, по сути, единицы.
Между тем предприятия по изготовлению народных промыслов пользуются льготами
по налогообложению, а вот мастера, которых "обозвали" предпринимателями, таких
льгот не имеют. Есть еще немало проблем. Например, шустрые перекупщики умеют
найти места сбыта и узаконить их в местных органах власти. А мастера
декоративно-прикладного искусства приравнены к уличным торговцам, которых
следует "изгонять и не пущать". Вот и получается, что многие ремесленники едва
сводят концы с концами, работая по 14-16 часов в сутки на какого-то дядю.
   Береза почему-то считается сорным деревом: никто ее не сажает, а она
растет. В то же время береза всегда была любимым деревом у славян.
Действительно, даже туес или шкатулка из бересты прекрасно сберегает
содержимое. Золото и серебро не тускнеет в изделии из бересты, продукты
прекрасно хранятся. Об этом наши предки хорошо знали. Но, по-моему, немалую
роль здесь играет и искусность рук человеческих. Именно в руках мастера
береста приобретает красоту, изящество изделия - на долгие годы. В одной
из берестяных грамот, найденных в Новгороде, говорится: "Я послал бересту..."
Да будет так. И пусть она приносит вечно людям покой и радость.