Вислые печати


Свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым официальным документам, в изобилии встречаются при раскопках на месте древнего княжеского архива на Городище и в усадебных комплексах самого Новгорода. К настоящему времени их известно около двух тысяч и в своей совокупности они представляют первоклассный источник по истории развития государственных институтов Новгорода, так как право пользования ими принадлежало только официальным лицам администрации.

Матрицы печатей вырезывались, как правило, первоклассными художниками-торевтами и уничтожались во избежание злоупотреблений после смерти или смещения с административного поста их владельца. Поэтому, будучи датированы именами этих владельцев, подавляющее большинство которых известно по упоминаниям в летописи и других письменных источниках, актовые печати образуют идеальную хронологическую шкалу для наблюдений над развитием стилей прикладного искусства средневекового Новгорода от ХI до начала ХVI века, когда металлическая печать была вытеснена воско-мастичной.

Печати древнейшего периода характеризуются поясными изображениями на них святых, как правило тезоименитых владельцам, лаконичностью символического языка, обозначающего княжескую принадлежность печати изображением тамги, а церковную - изображением креста. В ХII веке преобладают печати с изображением святых в рост, позам которых присуща явная статуарность. С конца ХII века эти изображения обретают динамичность. ХIII век - время заметного огрубления художественного стиля и возникновения стремления дополнитьизобразительные сюжеты, несущие информацию о владельце печати, развернутыми надписями. Этот прием становится главным в ХIV веке. Для последнего столетия новгородской независимости характерны поиски стабильной эмблематики. Так, уже в начале ХV века возникают и широко употребляются в печатях эмблемы новгородских концов. Символом Неревского конца становится орел, Славенского Д плют зверь", Плотницкого Д Вседержитель, Людина Д воин, Загородского Д всадник. Характерно, что светские эмблемы концов развивают традиции древней символики, известной в памятниках прикладного искусства прецшествующих веков.

Многие свинцовые печати являются несомненными шедеврами средневековой пластики. В ряде случаев их анализ позволяет установить единое авторство в изготовлении матриц и некоторых прославленных произведений торевтики.