Кость


Изделия из кости и рога в древнем Новгороде имели довольно широкое распространение.

Тут и предметы чисто бытового утилитарного назначения Д такие, как гребни и расчески, ручки ножей и инструментов, иглы и писала, кресты и иконки, пиксиды и пеналы, детали боевых луков и коуши от парусной оснастки кораблей, ложки и солоницы. Но особенно многообразны были художественные поделки, изготовляемые специально для украшения одежды, утвари и других предметов. Всего в новгородской коллекции насчитывается более сорока категорий вещей из кости.

Главным материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей, иногда использовали рога быков, туров и даже моржовую кость. Чтобы превратить кость домашнего животного в поделочный полуфабрикат (для производства шли берцовые, пястные и плюсневые кости), ее необходимо было обезжирить, а затем распрямить. После длительного процесса вываривания кости в щелоке ее под сильными прессами расправляли в пластины.

Новгородские косторезы применяли все виды резьбы Д контурную, плоскорельефную, объемно-рельефную (часто сочетая ее с прорезью) и чисто объемную.

В работе по кости начиная с древнейших времен - Х века - широко употреблялись все известные тогда декоративные виды орнамента - "звериный", растительный и геометрический. Все эти мотивы очень часто сочетались с излюбленной славянской плетенкой. Наивысшего искусства новгородские резчики по кости достигли в своих чисто декоративных произведениях Д украшениях. Примером таких поделок являются костяные пластины-накладки для одежды и сумок. Излюбленным сюжетом на этих накладках являются образы "лют зверя" и грозного чудища-дракона - охранителей микромира человека. Эти сюжеты хорошо известны в языческом мифотворчестве древних славян. Фантастические драконы всегда изображались с змеевидным туловищем и крыльями. Фигуры барсов и драконов полны жизни и движения. Их изображения традиционны для средневекового искусства. Упругие контуры шагающих чудовищ подчеркивались рельефными валиками, окаймляющими овалы блях. Встречаются и другие сюжеты, например две бляхи изображают русалок, пьющих из рога.

В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для рукоятей конских плеток и посохов. Особенно обилен орнаментальными вариантами декор гребней и расчесок. Здесь применялись все виды геометрического орнамента. Самым излюбленным украшением был глазковый орнамент. Обычно на гребне вырезалось от трех до пяти розеток, контур которых составлялся из маленьких кружков - глазков. В круглых розетках видны следы солнечной символики, которая превратилась уже в декоративный прием. Кстати, в русском народном искусстве глазковый орнамент дожил до наших дней в холмогорской резьбе по кости. Резная кость новгородской коллекции дает богатейший материал для раскрытия истории культуры Новгорода и показывает умение новгородских косторезов создавать обобщенные художественные образы, достигать выразительности изображения при минимальных пластических средствах.