Дерево
Дерево в Древней Руси было основным и наиболее массовым
поделочным материалом. Из дерева строились жилища и крепостные
сооружения, делались мебель и домашняя утварь, посуда и
инструменты, корабли и машины и многое другое. В большинстве этих
изделий и сооружений утилитарная целесообразность сочеталась с
красотой. Новгородцы покрывали резным орнаментом и придавали
художественную форму почти каждому творению своих рук - от
детской игрушки до строгого намогильного креста. Дерево являлось
наиболее податливым материалом для художественной обработки.
Видовой состав древесины был довольно широк: сосна и ель, ясень и
липа, лиственница и дуб, береза и можжевельник, яблоня и самшит и
другие породы. Искусство резьбы по дереву, тесно связанное с
повседневной жизнью, в ту пору было наиболее массовым видом
художественного творчества, доступным каждому человеку. И
взрослый и подросток, свободно владея ножом и резцом, могли умело
обработать кусок дерева. Резчик был одновременно и творцом и
исполнителем, а кроме того, и довольно часто, Д потребителем своего
произведения. Наиболее массовым, ярким и орнаментальным
прикладное искусство из дерева было в ранний период новгородской
истории в Х - ХII веках. Украшая свой дом, утварь, посуду, корабли,
сани и многое другое, новгородцы одновременно поэтически
воспевали природу и создавали предметы, которые защитили бы их от
духов зла Д упырей и леших и другой "нечистой силы", поскольку ими
был наполнен, как они считали, весь окружающий мир.
Наиболее излюбленным декором являлись "звериный" и
растительный орнаменты с плавными узорами лент бесконечной
плетенки. Позже, в ХIII - ХIV веках, в связи с развитием товарности
ремесла и распространением христианства, искусство языческой
орнаментации приходит в некоторый упадок. В резьбе по дереву
начинают превалировать элементы геометрического орнамента.
Основой всех видов резьбы по дереву служила так или иначе
выраженная система выемок в глубь материала. Резец четко очерчивал
на поверхности тонкий контур изображения, прокладывая по дереву
узкую двухгранную канавку - порезку. Другим приемом орнаментики
была плоскорельефная резьба: дерево между узорами выбиралось, в
силу чего фон понижался, а границы рельефного рисунка немного
сглаживались. Достаточно распространенной была и трехгранно-
выемчатая резьба, а также прорезь, чаще всего применявшаяся в
архитектурном декоре. В украшении ковшей, ложек, разной посуды
чаще всего применялась объемно-рельефная резьба.