NAME(Разpаботка системы экологического воспитания детей дошкольного возpаста) DIRECTION(2) CHIEF(503) BEGIN Система экологического воспитания детей дошкольного возраста (система "ЭКВО") разрабатывается в течение пяти лет творческим коллективом "Экво". В настоящее время получены и апробированы в нескольких детских садах г.Новгорода результаты работы в виде практического пособия для воспитателя детского сада с приложением комплекта настольных экологических игр. Работа получила положительные рецензии специалистов и высокую оценку у практиков. Подготовлена к печати брошюра "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (6 - 7 лет)" с приложением комплекта из 10 настольных экологических игр. Целью экологического воспитания является формирование общественно-полезных потребностей личности в системе отношений природа - человек - природа, развитие чувства единства живой и биокосной материи, осознания взаимозависимости и многогранности связей в природе. Конкретные задачи, которые могут и должны быть решены в процессе реализации системы экологического воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: 1. Заложить основы экологического сознания: "Я - часть природы", "Я и природа - едины". 2. Формировать экологическую направленность личности: потребность беречь и охранять природу, помогать ей, интерес ко всему живому. 3. Воспитывать разумное, гуманное и ответственное отношение к природе как к хозяйственной и эстетической ценности. Основой формирования нравственно-экологического сознания ребенка является его эмоциональная отзывчивость, подражательность, заражаемость чувствами других и легкая внушаемость. Познание ребенком окружающей природы происходит через чувственное восприятие в процессе непосредственного общения и взаимодействия с ней. Следует отметить, что экологическое воспитание - это органичная и неотьемлемая часть общего воспитательно-образовательного процесса в детском саду. В основе экологического воспитательного процесса лежат следующие ценностные основы отношения к природе: 1. Ценности познания, открытия нового в знакомом и знакомого в новом. Ребенок должен почувствовать себя первооткрывателем. 2. Ценности переживания - восприятие красоты и гармонии в природе, ощущение своей причастности и близости ко всему живому. 3. Ценности преобразования - стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать ее богатства. Для разработки системы экологического воспитания нами использован метод направленного акцента. Сущность его состоит в следующем. Внимание детей пpодолжительные аpемя акцентиpуется на одном природном обьекте. Пpичем особенностями этого общения являются два момента: 1. Обьект внимания должен стать любимцем гpуппы, кумиpом детей, быть действительно в центpе их внимания. 2. В пpоцессе общения с любимцем пpоисходят самые невеpоятные истоpии в pамках жестко заданного алгоpитма - чеpедование нескольких высоко эмоционально положительных событий с одним pезко отpицательными, почти тpагическими. Повтоpение циклов одной темы осуществляется с увеличением вpеменного пеpиода между событиями. В первом выпуске разработано 10 тем, в которых представлены все необходимые матералы для работы воспитателя - тексты сказок и рассказов, методики проведения наблюдений и опытов, вопросы для проведения бесед, описания правил проведения подвижных игр, сценарии для организации праздников и т.д. К каждой теме прилагается настольная экологическая игра. END